Вчера, 20/12/2011 посмотрел фильм "Сильнее смерти. Молитва" на канале "Россия 1".
Копия на youtobe: http://www.youtube.com/watch?v=1hXCSMhYn6s
Копия на youtobe: http://www.youtube.com/watch?v=1hXCSMhYn6s
Вот так, на замечательных примерах православной молитвы выстраиваются самомнения, лукавые мудрствования и грубый экуменизм. Пользуясь хорошо узнаваемым у нас образом православного священника, старца, благочестивого мирянина, протискивается в сознание обывателя мысль о том, что Бог познаваем, Его действие предсказуемо и укладывается в физические законы, что любая молитва (или то, что ты ею считаешь) хороша для достижения своих целей. Оказывается, вдруг, отброшенной самая суть молитвы - разговор с Творцом, возвращение к утраченному богообщению, через осознание собственной тварности пред лицом Нетварного. Механистическая функциональность - заменяет собою упование на волю Божию.
Величайшее таинство молитвенного общения с Творцом потерялось в физических приборах и теориях.
Мне самому, как многим, хочется простых объяснений для непонятных явлений. Верить - сложнее чем знать. Хочется выучить формулу и использовать её для предсказания результата, отстранившись от духовной работы, устранившись от влияния на ход дела. Верить - это постоянно сверять свои мысли, поступки с заранее известным эталоном. Поднимаюсь или падаю? Приблизился к Богу или удалился от него поступком, движением мысли? В молитве, этом разговоре с Богом, благодарить Его за каждое приближение и горевать о каждом отдалении.
Соглашусь, что молитва "Сильнее смерти", но не могу согласиться с тем, что "одинаково действует всякая молитва". О чём, тогда, предупреждает свят. Игнатий Бренчанинов, описывая виды прелести, порождаемые неправильной молитвой, поспешностью в молитвенных подвигах, воображением и самообольщением? По наставлениям святых отцов, вижу, как труден путь настоящего молитвенника, как легко уклониться в стороны, сколько опасностей на этом пути. По себе знаю, что я и не вступал ещё на этот путь, "толкусь" ещё в поисках входа, ищу руки надёжного проводника и не нахожу её. Чувствуя всё это, как я могу поверить в то, что молитва легка и проста для каждого? По моему, это дар Божий!
Действительно, современный секулярный, апостасийный мир пытается сделать рентген Св.Духа. Как Вы пишете: «закладывают "молитвенницу" в томограф и исследуют изменения мозга в состоянии молитвы». Да, что-то там в мозгу изменяется, да, что-то происходит, но какое это оказывает влияние на современного человека? Кроме того, что это «забавно» и «круто» - НИКАКОГО!
ОтветитьУдалитьДействительно – это Ваше очень глубокое наблюдение и точно выраженная мысль – «Величайшее таинство молитвенного общения с Творцом потерялось в физических приборах и теориях». Сознательно и ли неосознанно, но авторы подобных передач вдалбливают в голову телезрителей самый грубый экуменизм. Внушают сатанинскую мысль: представители всех религий молятся одному Богу и не важно, как именно они это делают.
Да, Бог у нас один, но един. И что делать Христу рядом с Велиаром? Апостол Павел пишет (а по мне так криком кричит): «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?
Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?
Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить [в них]; и буду их Богом, и они будут Моим народом.
И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас. И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель». [2 Кор.6. 14-18]
Вообще все Ваши размышления на эту тему замечательны. Я бы только в одном месте поправил бы Вас. Там, где Вы пишете: «суть молитвы - разговор с Творцом, возвращение к утраченному богообщению, через осознание собственной тварности пред лицом Нетварного». Точнее было бы так сказать: «Молитва - возвращение к утраченному богообщению, через осознание собственной греховности и последующего за этим покаяния». Подчеркну, молитва - не простое общение, а покаяльное. «Некоторый инок сказал «Я нахожусь в непрестанном памятовании Бога». Преподобный Сисой отвечал ему: «Это не велико; велико будет то, когда ты сочтешь себя хуже всей твари». Высокое занятие, – продолжает Святитель (Игнатий Брянчанинов), – непрестанное памятование Бога! Но эта высота очень опасная, когда лествица к ней не основана на прочном камне смирения»
Абсолютно точно замечено, что не всякая молитва угодна Господу. Об этом писал и цитируемый Вами свят. Игнатий Брянчанинов, описывая виды прелести, порождаемые неправильной молитвой, поспешностью в молитвенных подвигах и т.д. Об этом же говорит и схиархм. Илий: «Живем как по лезвию идем: справа – прелесть, слева – ересь». О том же прекрасно пишет А.И. Осипов в книге «Путь разума в поисках истины» (гл. 8. Духовная жизнь)
Молитва – труд. Наука из наук, искусство из искусств – по словам св. Отцев. А говорить русскому человеку: «По моему, это дар Божий!» - опасно. Есть вероятность, что он поймет это как подарок, упавший с неба, сядет под березку и будет ждать, когда этот дар ему на макушку свалиться. В лучшем случае благочестиво размышляя о судьбе России, в худшем с портвейном и плавленым сырком. К сожалению, это путь русского интеллигента. Он всегда подменяет опытный путь, умствованиями и разглагольствованиями.
Можно сказать: а где же найти опытного наставника? Как Вы написали «ищу руки надёжного проводника и не нахожу её». В живом человеке, рядом с Вами находящимся может и не найдете, хотя св. Отцы говорят: «готов ученик – готов и учитель». Эта «рука», а точнее руководство» есть в трудах свт. Игнатия. Там все изложено полно и достаточно для обретения истинной молитвы. А то мы с Вами так и умрем в поисках, предстанем перед Господом и начнем оправдываться: «Всю жизнь искал «руку проводника» - и не нашел».
Благодарю pere_igor за комментарий и соглашаюсь с исправлениями. Мой "описательный аппарат" не совсем ещё точен для выражения столь сложных мыслей, но я надеюсь, что "опыт, сын ошибок трудных" поможет мне в этом.
ОтветитьУдалить