К основному контенту

О фильме "Сильнее смерти. Молитва"

Вчера, 20/12/2011 посмотрел фильм "Сильнее смерти. Молитва" на канале "Россия 1". 
Копия на youtobe: http://www.youtube.com/watch?v=1hXCSMhYn6s

Фильм интересный, рассказаны показательные истории о результатах молитвенного обращения к Богу. Истории Натальи Варлей, солдат с космодрома Плесецк, артиста Евгения Миронова, матери погибшего в Бесланской школе мальчика - поучительны. В качестве образца живущего ныне настоящего молитвенника, старца, представлен схиархимандрит Илий. Казалось-бы, вполне православные примеры молитвенного опыта образуют основу повествования, но авторам, похоже, эти примеры показались скучноватыми.  И возникает рядом с молящимся старцем Илием, образцом смирения и кротости, пританцовывающая в "молитве" негритянка (афроиностранка, для жаждущих толерантности). Закладывают "молитвенницу" в томограф и исследуют изменения мозга в состоянии молитвы. Строятся гипотезы о механизме действия молитвы на событийные вероятности и подключение к мирвому знанию путем потери самоидентичности. В довершение всего, высказывается самая популярная в последнее время мысль, что представители всех религий молятся одному Богу и не важно, как именно они это делают.
Вот так, на замечательных примерах православной молитвы выстраиваются самомнения, лукавые мудрствования и грубый экуменизм. Пользуясь хорошо узнаваемым у нас образом православного священника, старца, благочестивого мирянина, протискивается в сознание обывателя мысль о том, что Бог познаваем, Его действие предсказуемо и укладывается в физические законы, что любая молитва (или то, что ты ею считаешь) хороша для достижения своих целей. Оказывается, вдруг, отброшенной самая суть молитвы - разговор с Творцом, возвращение к утраченному богообщению, через осознание собственной тварности пред лицом Нетварного. Механистическая функциональность - заменяет собою упование на волю Божию.
Величайшее таинство молитвенного общения с Творцом потерялось в физических приборах и теориях. 
Мне самому, как многим, хочется простых объяснений для непонятных явлений. Верить - сложнее чем знать. Хочется выучить формулу и использовать её для предсказания результата, отстранившись от духовной работы, устранившись от влияния на ход дела. Верить - это постоянно сверять свои мысли, поступки с заранее известным эталоном. Поднимаюсь или падаю? Приблизился к Богу или удалился от него поступком, движением мысли? В молитве, этом разговоре с Богом, благодарить Его за каждое приближение и горевать о каждом отдалении.
Соглашусь, что молитва "Сильнее смерти", но не могу согласиться с тем, что "одинаково действует всякая молитва". О чём, тогда, предупреждает свят. Игнатий Бренчанинов, описывая виды прелести, порождаемые неправильной молитвой, поспешностью в молитвенных подвигах, воображением и самообольщением? По наставлениям святых отцов, вижу, как труден путь настоящего молитвенника, как легко уклониться в стороны, сколько опасностей на этом пути. По себе знаю, что я и не вступал ещё на этот путь, "толкусь" ещё в поисках входа, ищу руки надёжного проводника и не нахожу её. Чувствуя всё это, как я могу поверить в то, что молитва легка и проста для каждого? По моему, это дар Божий!

Комментарии

  1. Действительно, современный секулярный, апостасийный мир пытается сделать рентген Св.Духа. Как Вы пишете: «закладывают "молитвенницу" в томограф и исследуют изменения мозга в состоянии молитвы». Да, что-то там в мозгу изменяется, да, что-то происходит, но какое это оказывает влияние на современного человека? Кроме того, что это «забавно» и «круто» - НИКАКОГО!
    Действительно – это Ваше очень глубокое наблюдение и точно выраженная мысль – «Величайшее таинство молитвенного общения с Творцом потерялось в физических приборах и теориях». Сознательно и ли неосознанно, но авторы подобных передач вдалбливают в голову телезрителей самый грубый экуменизм. Внушают сатанинскую мысль: представители всех религий молятся одному Богу и не важно, как именно они это делают.
    Да, Бог у нас один, но един. И что делать Христу рядом с Велиаром? Апостол Павел пишет (а по мне так криком кричит): «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?
    Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?
    Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить [в них]; и буду их Богом, и они будут Моим народом.
    И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас. И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель». [2 Кор.6. 14-18]

    Вообще все Ваши размышления на эту тему замечательны. Я бы только в одном месте поправил бы Вас. Там, где Вы пишете: «суть молитвы - разговор с Творцом, возвращение к утраченному богообщению, через осознание собственной тварности пред лицом Нетварного». Точнее было бы так сказать: «Молитва - возвращение к утраченному богообщению, через осознание собственной греховности и последующего за этим покаяния». Подчеркну, молитва - не простое общение, а покаяльное. «Некоторый инок сказал «Я нахожусь в непрестанном памятовании Бога». Преподобный Сисой отвечал ему: «Это не велико; велико будет то, когда ты сочтешь себя хуже всей твари». Высокое занятие, – продолжает Святитель (Игнатий Брянчанинов), – непрестанное памятование Бога! Но эта высота очень опасная, когда лествица к ней не основана на прочном камне смирения»

    Абсолютно точно замечено, что не всякая молитва угодна Господу. Об этом писал и цитируемый Вами свят. Игнатий Брянчанинов, описывая виды прелести, порождаемые неправильной молитвой, поспешностью в молитвенных подвигах и т.д. Об этом же говорит и схиархм. Илий: «Живем как по лезвию идем: справа – прелесть, слева – ересь». О том же прекрасно пишет А.И. Осипов в книге «Путь разума в поисках истины» (гл. 8. Духовная жизнь)

    Молитва – труд. Наука из наук, искусство из искусств – по словам св. Отцев. А говорить русскому человеку: «По моему, это дар Божий!» - опасно. Есть вероятность, что он поймет это как подарок, упавший с неба, сядет под березку и будет ждать, когда этот дар ему на макушку свалиться. В лучшем случае благочестиво размышляя о судьбе России, в худшем с портвейном и плавленым сырком. К сожалению, это путь русского интеллигента. Он всегда подменяет опытный путь, умствованиями и разглагольствованиями.
    Можно сказать: а где же найти опытного наставника? Как Вы написали «ищу руки надёжного проводника и не нахожу её». В живом человеке, рядом с Вами находящимся может и не найдете, хотя св. Отцы говорят: «готов ученик – готов и учитель». Эта «рука», а точнее руководство» есть в трудах свт. Игнатия. Там все изложено полно и достаточно для обретения истинной молитвы. А то мы с Вами так и умрем в поисках, предстанем перед Господом и начнем оправдываться: «Всю жизнь искал «руку проводника» - и не нашел».

    ОтветитьУдалить
  2. Благодарю pere_igor за комментарий и соглашаюсь с исправлениями. Мой "описательный аппарат" не совсем ещё точен для выражения столь сложных мыслей, но я надеюсь, что "опыт, сын ошибок трудных" поможет мне в этом.

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Выскажите Ваше мение о публикации

Популярные сообщения из этого блога

Дорога в Кочеты

Нынешней весной мой старинный друг предложил тему для поездки в орловскую глубинку. Попались ему сведения, что в Залегощенском районе Орловской области существовала усадьба помещиков Сухотиных . В этой усадьбе жила дочь Льва Толстого - Татьяна Львовна Сухотина-Толстая , супруга Михаила Сергеевича Сухотина. Мой друг наведывался в те края ранее, но была зима, окрестности лежали под снегом, и найти следы усадьбы ему не удалось. Я с радостью согласился составить ему компанию в его поисках, и в одну из суббот мы отправились в наше маленькое путешествие. Раннее весеннее утро было солнечным и прохладным. Окрестности ещё не обрели буйной зелени, свойственной нашим местам, но глубокая синева неба уже оживляла мертвую землю. Ожидание обновления природы достигло своей кульминации. Буйная развязка этого ожидания, с нежно-зеленой травой, клейкими молодыми листочками и нежными первоцветами  уже выглядывала с нетерпением из-за "кулис" громадной сцены окружающей  нас природы. Храм Арх

Дорога в Кочеты. Продолжение.

Кованная петля Свой  рассказ о поисках усадьбы помещиков Сухотиных я закончил на том, что мы добрались до разрушенной усадьбы князей голицыных близ села Грачевка. Сохранившаяся часть построек усадьбы ещё использовалась для каких-то хозяйственных нужд. На запертых воротах обнаружились кованные петли с изящными завитками. При общей разрухе и бесхозяйственности, эта незатейливая кованная петля смотрелась верхом совершенства.  Телефон на "Совхозной" Совсем рядом, в окружение трех-пяти домов, на улице "Совхозной", совершенно неожиданно встретился нам "оазис" цивилизации. Синяя будка с красным телефоном! В будке был написан номер этого телефона и я позвонил на него с мобильного. О чудо! Телефон на "Совхозной" зазвонил! Далее наша дорога лежала через просыпающиеся от зимней дремоты поля. Нивы, приготовленные к весеннему севу, чернели под глубокой синевой апрельского неба. Солнце уже успело их нагреть и среди общей прохлады, ветер приносил

О вызовах современности: кощунство в храме Христа Спасителя

 Самым обсуждаемым в православной среде событием последнего времени стала акция феминисток в Храме Христа Спасителя. Старался долгое время воздерживаться от высказываний в сети, ожидая официальной реакции священноначалия. Не дождался, но получил комментарии, своего духовного наставника, созвучные с моим личным ощущением происшедшего. Особенно важной в его статье оказалась оценка современного явления с точки зрения Священного Писания.  С любезного согласия иерея Игоря Чистюхина, настоятеля храма Иоанна Богослова в селе Платоново, публикую в этом блоге его статью " О вызовах современности: кощунство в храме Христа Спасителя". В последнее время Святейший Патриарх Кирилл и многие церковные иерархи много говорили о «вызовах» современного мира. Слово новое, малопонятное и я все никак не мог для себя определить современные вызовы секулярного мира, на которые нужно адекватно отвечать. В своем деревенском приходе, с 20 прихожанами, я не могу бороться с террористами, зан