К основному контенту

О современном мшелоимстве

В молитве "Исповедания грехов повседневных" встречаем мы слово, давно вышедшее из употребления и не слишком понятное современному человеку. Примечательно, что грех мшелоимства не ушел в глубину веков вместе с забытым термином, а процветает в современном нам обществе в формах явно уродливых и скрытых, но не менне опасных для души. Постараюсь оглядется критически, пояснить для себя и моих добрых читателей, сущность и последствия нынешней свободы приобретательства, переходящей в пагубную страсть к накопительству вещей.

Жизнь ради вещей
Именно значение собирательства, накопления вещей несет слово мшелоимство, происшедшее от древнерусского мшель - вещь. Крайние проявления этой страсти, представляют собой выраженную психическую аномалию, манию патологического накопительства или в медицинской терминологии силлогоманию. Подверженные этой мании люди заполняют окружающее их пространство разнообразными, кажущимися им нужными, вещами. Такого рода проблемы становятся хорошо заметны окружающим, требуют медицинского вмешательства, а развиваясь без соответствующей помощи, закономерно приводят к разрушению человеческой личности и даже к жутким смертям. Достаточно напомнить историю братьев Коллайер и Двореца Мусора на Пятой Авеню, двух братьев, ставших добровольными отшельниками посреди Нью-Йорка и закончившими жизнь под 130 тоннами старья, собранными в их доме.


В магазин за счастьем
Менее заметным проявлением мшелоимства является ониомания - страсть к совершению покупок. Не все психиатры признают эту страсть признаком нарушения здоровья, но пагубность её для души, представляется мне совершенно явной. Развиваясь как реакция на стресс, пристрастие к покупкам постепенно выходит из-под контроля и завладевает человеком, становится неконтролируемым. Походы в магазины приобретают характер развлечения, покупки теряют четкую цель, становятся спонтанными, тратится время на рекламные статьи и обсуждение достоинств покупки. На некоторое время, подверженный страсти человек осознаёт себя счастливым обладателем вещи, она даже выглядит для него желанной, но потом всё повторяется снова и требуется новая вещь, новая покупка.

Милая шалость?
Так что-же греховного, с точки зрения христианина, находим мы в окружении себя разнообразными предметами, вещами и "милыми безделушками"? Быть может и не стоит волноваться, пока не завалит барахлом до смерти, как братьев Коллайер?
Представляется мне опасным для человека излишнее попечение об окружающих вещах тем, что отнимает оно внимание от попечения о состоянии души. Время и силы полагаются на обладаение тем, что не требуется даже для практической нашей жизни. Попытки найти счастье в приобретении, в обладании обречены на провал и заплатить за них приходится всё возрастающей апатией. Илюзорными, представляются мне ощущения возможности купить всё желаемое, ощущение свободы в поступках, даруемое свободой покупок. По сути, это лишь видимость для того, кто уже управляем вещами. Он находится в зависимости от них и они направляют его действия к приобретению, накоплению, зарабатыванию вне зависимости от потребностей. Человек перестаёт принадлежать себе а становится продолжением вещей.

Остаться человеком
Мы не собираем тонны мусора в наших домах, не делаем долгов в магазинах, приобретая ненужные вещи, но со вниманием рассматривая свою жизнь, я вижу необходимым исповедание греха мшелоимства, что-бы помнить, как тяжело я расстаюсь с вещами. Как собираю всякие мелочи, что "могут оказаться полезными в хозяйстве" и храню их годами без движения. Как выбрасываю старую, поношенную обувь, только когда некуда положить новую. С Вами не бывает такого? Вы не храните годами старые доски в надежде сколотить что-то новое? В ящиках Вашего стола не скапливаются старые документы? Безобидные, на первый взгляд, мелочи, которые способны перерасти в страсть, поглощающую существо  человека.
Совсем не истертым временем "термином" предстает перед современным человеком грех мшелоимства, а принимающим бурный рост явлением, неотступно следующим за обществом потребления. Так вглядимся в себя пристальнее, исповедаем его пред Богом чтобы не стать рабом вещей, а сохранить себя человеком.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Дорога в Кочеты

Нынешней весной мой старинный друг предложил тему для поездки в орловскую глубинку. Попались ему сведения, что в Залегощенском районе Орловской области существовала усадьба помещиков Сухотиных . В этой усадьбе жила дочь Льва Толстого - Татьяна Львовна Сухотина-Толстая , супруга Михаила Сергеевича Сухотина. Мой друг наведывался в те края ранее, но была зима, окрестности лежали под снегом, и найти следы усадьбы ему не удалось. Я с радостью согласился составить ему компанию в его поисках, и в одну из суббот мы отправились в наше маленькое путешествие. Раннее весеннее утро было солнечным и прохладным. Окрестности ещё не обрели буйной зелени, свойственной нашим местам, но глубокая синева неба уже оживляла мертвую землю. Ожидание обновления природы достигло своей кульминации. Буйная развязка этого ожидания, с нежно-зеленой травой, клейкими молодыми листочками и нежными первоцветами  уже выглядывала с нетерпением из-за "кулис" громадной сцены окружающей  нас природы. Храм Арх

О вызовах современности: кощунство в храме Христа Спасителя

 Самым обсуждаемым в православной среде событием последнего времени стала акция феминисток в Храме Христа Спасителя. Старался долгое время воздерживаться от высказываний в сети, ожидая официальной реакции священноначалия. Не дождался, но получил комментарии, своего духовного наставника, созвучные с моим личным ощущением происшедшего. Особенно важной в его статье оказалась оценка современного явления с точки зрения Священного Писания.  С любезного согласия иерея Игоря Чистюхина, настоятеля храма Иоанна Богослова в селе Платоново, публикую в этом блоге его статью " О вызовах современности: кощунство в храме Христа Спасителя". В последнее время Святейший Патриарх Кирилл и многие церковные иерархи много говорили о «вызовах» современного мира. Слово новое, малопонятное и я все никак не мог для себя определить современные вызовы секулярного мира, на которые нужно адекватно отвечать. В своем деревенском приходе, с 20 прихожанами, я не могу бороться с террористами, зан

Дорога в Кочеты. Продолжение.

Кованная петля Свой  рассказ о поисках усадьбы помещиков Сухотиных я закончил на том, что мы добрались до разрушенной усадьбы князей голицыных близ села Грачевка. Сохранившаяся часть построек усадьбы ещё использовалась для каких-то хозяйственных нужд. На запертых воротах обнаружились кованные петли с изящными завитками. При общей разрухе и бесхозяйственности, эта незатейливая кованная петля смотрелась верхом совершенства.  Телефон на "Совхозной" Совсем рядом, в окружение трех-пяти домов, на улице "Совхозной", совершенно неожиданно встретился нам "оазис" цивилизации. Синяя будка с красным телефоном! В будке был написан номер этого телефона и я позвонил на него с мобильного. О чудо! Телефон на "Совхозной" зазвонил! Далее наша дорога лежала через просыпающиеся от зимней дремоты поля. Нивы, приготовленные к весеннему севу, чернели под глубокой синевой апрельского неба. Солнце уже успело их нагреть и среди общей прохлады, ветер приносил