К основному контенту

О вызовах современности: кощунство в храме Христа Спасителя


 Самым обсуждаемым в православной среде событием последнего времени стала акция феминисток в Храме Христа Спасителя. Старался долгое время воздерживаться от высказываний в сети, ожидая официальной реакции священноначалия. Не дождался, но получил комментарии, своего духовного наставника, созвучные с моим личным ощущением происшедшего. Особенно важной в его статье оказалась оценка современного явления с точки зрения Священного Писания. 
С любезного согласия иерея Игоря Чистюхина, настоятеля храма Иоанна Богослова в селе Платоново, публикуюв этом блоге его статью "О вызовах современности: кощунство в храме Христа Спасителя".

В последнее время Святейший Патриарх Кирилл и многие церковные иерархи много говорили о «вызовах» современного мира. Слово новое, малопонятное и я все никак не мог для себя определить современные вызовы секулярного мира, на которые нужно адекватно отвечать. В своем деревенском приходе, с 20 прихожанами, я не могу бороться с террористами, заниматься социальной работой, миссионерской деятельностью и т.д., вообщем до некоторых пор вызовы современности как-то проходили мимо меня. Мы служили, молились, исповедовались, причащались.
Но вот 21 февраля в стольном граде Москве, нашей первопрестольной и белокаменной, произошла кощунственная выходка группы девушек, считающих себя феминистками и избравшим себе названием совсем уж неприличные слова. На солее они исполнили похабный танец сопровождаемый «песней», назвав это кощунство «панк-молебном». Кроме самого факта появления в храме, на солее и амвоне (где место только священнослужителям, что кстати было хорошо известно этим «певицам»), разраженных девиц задирающих ноги в некоем «танце», особое кощунство вызывают слова песни, что они «исполняли». Но об этом позже.
Вот это и стало для меня по-настоящему вызовом современного мiра, на который нужно как-то отвечать, ибо это один из тех случаев, про который говорят – «молчанием предается Бог».

«Богу богогово, кесарю кесарево,  мiру мiрово»,  – так поначалу решил я. Тем более что на это кощунство произнести свое веское слово полагается  церковной иерархии, тем людям, кому уполномочено говорить от лица Русской Православной Церкви. Но время шло… все молчали. Один только о. Димитрий Сирнов высказал свое отношение. О реакции диакона Андрея Кураева говорить не стоит, поскольку ни один здравомыслящий человек его таковым давно уже не считает, и все что он говорит и делает, находится уже далеко за порогом Церкви.
Отозвались на это кощунство только миряне. Множество мнений наполнили медийное пространство. Во многом я с ними был согласен и не считал нужным высказываться, в сущности лишь повторять их суждения. Но вскоре окружающие меня люди стали все более и более захватываться этим событием, невольно вовлекая и меня в этот водоворот. Наконец дошло до того, что когда произошел арест двух участниц этой группы, и по этому факту у верующих «мнения разделились» (правильно это было делать или неправильно), я решил, что пришло время и мне высказать по этой теме. Ибо повторю, этот тот случай, когда каждый должен ответить на этот вызов, в противном случае будет предаваться Бог.
После ареста двух участниц многие стали, призывать к всепрощению и приводить цитаты из  Евангелия. Вот, пример из письма-обращения к Патриарху Кириллу: «недопустимой мы считаем реакцию на произошедшее событие - уголовное преследование и лишение свободы, а также жестокие отзывы в адрес участниц «панк-молебна» от членов православной Церкви. Ведь в Евангелии сказано: «благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас» (Мф. 5, 44)»[1].
Дошло даже до того, что группа «верующих людей» стала  просить Патриарха Кирилла «проявить христианское отношение к участницам группы Pussy Riot и ходатайствовать перед судом о закрытии этого уголовного дела. Мы также просим Вас выступить с обращением ко всем членам православной Церкви и дать пример христианской реакции», а также «ходатайствовать об их немедленном освобождении до суда и провести с ними воспитательную беседу».
Конечно, арест девушек всколыхнул общественность и интеллигенцию, придав спорам о них новый виток, хотя не РПЦ добивалась или требовала этого ареста. Напомню, что лишь после более чем 300 с лишним обращений в прокуратуру полиция возбудила уголовное дело. Обращений возмущенных граждан Российской Федерации. Давайте сразу определимся в терминологии и скажем, что с позиций демократии не клерикалы, не мракобесы, не религиозные фанатики, не обскуранты и т.д., но именно граждане РФ обратились в Прокуратуру.
Для начала нужно точно определить и назвать то, что сделали эти «певицы». Множество определений было дано, приведу лишь некоторые: «учиненное ими, конечно, безобразие, но -  законное  безобразие. Масленица на дворе. Время скоморошества» - диакон А. Кураев; «мелкое хулиганство» - Навальный; «эта акция очень огорчила, кого-то даже возмутила»; «глупейшее, но мелкое хулиганство» и т.д., и в том же духе. Только правые силы отозвались очень категорично, иногда даже жестко. Не остались в стороне и  представители других конфессиий.
«Оскорбление религиозных чувств человека плохо по определению - и неважно, что послужило причиной твоего поступка. Нельзя прийти в церковь, синагогу, в мечеть или Академию наук и грубо нарушать существующие там правила, исходя из своих обид или своего несогласия с происходящим там» (Йосеф Херсонский, раввин еврейской общины в Хамовниках, Москва).
«Центральное духовное управление мусульман России жестко осуждает подобные действия в священных храмах, так как они оскорбляют религиозные чувства не только наших православных братьев и сестер. Если оставлять такие инциденты без внимания, завтра эти люди могут устроить то же самое и в мечетях, что вызовет межконфессиональные конфликты. Поэтому мы считаем, что виновные должны понести наказание по всей строгости закона» (Шейх-уль-Ислам Талгат Таджуддин, Верховный муфтий России).
Официальная позиция РПЦ нам так и не известна.
В большинстве случаев, нас убеждают, что произошло мелкое хулиганство. Что же под этим понимается в законодательстве и юриспруденции? «Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества»[2].
Теория административного права считает, что объектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена данной статьей, являются общественный порядок и общественная безопасность.
Точно ли описывает эта статья то, что произошло в Храме Христа Спасителя – ясно что нет. Но возможно есть иное слово описывающее более точно то, что они совершили. Например «кощунство».
КОЩУНСТВО – «оскорбление религиозной святыни». Современная энциклопедия. 2000.
«Глумление, надругательство над чем-нибудь глубоко почитаемым, над тем, что свято и дорого кому-нибудь». Большой Энциклопедический словарь. 2000.
«Глумление, надругательство над кем-чем-н. почитаемым, над святыней (первонач. религиозной)». Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.
В известной Энциклопедии Брокгауза и Ефрона кощунству отведена статья, приведем ее полностью.
«Кощунство – определяется Уложением о наказаниях (ст. 183, изд. 1885г.) как "язвительные насмешки, доказывающие явное неуважение к правилам или обрядам церкви православной, или вообще христианства". Таким образом объектом К. могут быть только правила и обряды церковные, но никак не самая вера и учения ее, могущие служить объектом лишь богохуления. По аналогии, впрочем, практика подводит под К. и слова, имеющие вид богохуления, если они произнесены без умысла оскорбить святыню и в частном доме, так как ст. 180, уменьшая наказание за богохуление, совершенное единственно по неразумию, невежеству или пьянству, упоминает только о "публичном месте", умалчивая о частном доме (реш. уголовн.кассац. дпт. сената 1871 г., № 805). По замечанию Н. А. Неклюдова, "под именем язвительных насмешек следует разуметь или просто глумление, или различные бесстыдные выходки; К. мыслимо не только словом, но и деянием, напр., если кто-нибудь вместо восковой свечи поставит сальную". Из иностранных законодательств обще германский кодекс для наказуемости оскорбления святыни требует "поношения" ее (bescbimpft, но не verspottet; в проекте кодекса были оба выражения, но осталось только первое). Поэтому следует заключить, что К., в том смысле, как оно понимается нашим Уложением о наказаниях, в Германии не наказуемо. Хотя 182 ст. Уложения о наказаниях и умалчивает о том, когда наказуемо К., тем не менее практика для наказуемости К. требует наличности тех же условий, как и для наказуемости богохуления, т. е. чтобы оно было совершено публично или при свидетелях.
Наказание - тюремное заключение на время от 4 до 8 месяцев, а если деяние совершено без намерения произвести соблазн и оказать неуважение к вере, а лишь по неразумию, невежеству или пьянству, то арест на время от 3 недель до 3 месяцев». Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. – С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890-1907.
Таким образом, кощунство есть глумление над святыней, язвительные насмешки, доказывающие явное неуважение к правилам или обрядам церкви православной, или вообще христианства. Спросим себя, солея храма – святыня? Слова песни – язвительные насмешки? Сам «панк-молебен» доказывает явное неуважение к правилам или обрядам церкви православной, и вообще христианства? Он был заранее подготовлен группой лиц и совершен публично и при свидетелях?
Да. Да. Да. Да
Вот если бы они плясали перед храмом Христа Спасителя – тогда бы это было бы мелкое хулиганство, а так они совершили кощунство. Тут либералы-правозащитники могут с радостью воскликнуть: «вот видите, нет никакого  хулиганства, значит, нет и статьи, и уголовное дело не из-за чего возбуждать». Но я отнюдь не говорю о том, что эти панки-феминистки не нарушили закон и уголовное дело в отношении их не может быть заведено.  Нарушили, но по другой статье. Об этом ниже.
А пока, раз нас призывают к всепрощению, отложить в сторону Административный кодекс, нам ничего не остается как обратится к Священному Писанию и в его свете посмотреть на этот поступок.
Что о кощунниках говорит Библия?
«Надменный злодей - кощунник имя ему - действует в пылу гордости» (Притч.21:24).
«Кощунник - мерзость для людей» (Притч.24:9).
«Итак не кощунствуйте, чтобы узы ваши не стали крепче; ибо я слышал от Господа, Бога Саваофа, что истребление определено для всей земли» (Ис.28:22).
Есть в Библии и о тех, кто решился осквернить святилище Божие:
«Господь - имя Тебе; сокруши же их крепость силою Твоею, и уничтожь их силу гневом Твоим, ибо они замыслили осквернить святилище Твое, поругаться над мирным селением имени славы Твоей и железом сокрушить рог Твоего жертвенника. Воззри на превозношение их, пошли гнев Твой на главы их» (Иудифь 9:8-9).
А теперь обратимся к Новому Завету. Нам так часто говорят о правой и левой щеке, о  благословении проклинающих, благотворении ненавидящим, о молитве за обижающих – это все так. Но, есть же и другие слова Христа, о которых почему-то упорно молчат или намеренно не замечают.
«Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку - домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф.10:34-37).
«Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит …а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» (Мф.18:7,6).
«Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу [Божию]. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь. Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья» (Рим.12:19-20).
«Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Мф. 7.6).
Апостол Павел учит, что начальствующие не напрасно носят меч. Он их даже называет Божьими слугами, отмстителями в наказание делающему злое.
«Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо [начальник] есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из [страха] наказания, но и по совести. Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые. Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь» (Рим. 13. 1-7).
Либералы-правозащитники могут сказать, что это не о нашей коррумпированной власти, или «режиме Путина» сказано. Напомним, что Апостол Павел писал это послание римлянам. Это было около 58 г. н.э., и уже 4 года правил Нерон! Апостол писал не о какой-то конкретной власти, но вообще о том, как следует вести себя христианам, в какой бы стране и при какой власти бы они не жили. Понимаю, что эти слова совершенно неприемлемы современным либералам-правозащитникам и представителям «прогрессивной» интеллигенции. Видимо они были неприемлемы и этим феминисткам, раз они пели: «Богородица Путина прогони».
О чем думали эти девицы, когда пели в храме? О своих малолетних детях? Нет. О своих родителях? Нет. О последствиях? Нет. Они думали о вседозволенности, толерантности, о правозащитном лобби, о нашем всепрощении, да и еще Бог знает о чем, но только не о чувствах миллионов (!) верующих людей. А стоило бы подумать! Да и почитать Библию:
«Сеющий неправду пожнет беду» (Притч.22:8).
«Вы возделывали нечестие, пожинаете беззаконие, едите плод лжи» (Ос.10:13).
«Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет»  (Гал.6:7).
«Кто бросает камень вверх, бросает его на свою голову, и коварный удар разделит раны. Кто роет яму, сам упадет в нее, и кто ставит сеть, сам будет уловлен ею. Кто делает зло, на того обратится оно, и он не узнает, откуда оно пришло к нему» (Сир.27: 29-30).
Теперь о том наказании, которого достойны эти феминистки. А в том, что они его заслужили, нет сомнений.
1. Со стороны духовной.
Промолчать, сделать вид, что ничего не произошло – невозможно. Этого не позволяет совесть и Слово Божие.
«Готовы для кощунствующих суды» (Притч.19:29).
«Если ты накажешь кощунника, то и простой сделается благоразумным» (Притч.19:25).
«Когда наказывается кощунник, простой делается мудрым» (Притч.21:11).
«Прогони кощунника, и удалится раздор, и прекратятся ссора и брань» (Притч.22:10).
«Глупость привязалась к сердцу юноши, но исправительная розга удалит ее от него» (Притч. 22:15).
«Извергните развращенного из среды вас» (1 Кор.5:13).
Также невозможно руководству РПЦ требовать от государства наказания для них. Суд Церкви – дело внутреннее. 9 правило 4 Вселенского собора предписывает не прибегать к светским судилищам, но к суду церковному.
Для начала от руководства РПЦ, должно было последовать заявление, в котором бы это «действо» было бы названо кощунством, причем совершенным крещеными людьми (некоторые из них даже называли себе верующими, ходящими в храм). Над атеистами у Церкви нет никакой духовной власти, а над православными христианами она эту власть имеет. Самым логичным и естественным было бы определение, что все участники, соучастники и организаторы этого «действа», как совершившие кощунство, отлучаются от церковного общения вплоть до раскаяния, исповеди и понесения положенной епитимьи. А до тех пор, пока этого не произошло, Русская Православная Церковь не имеет с ними церковного и молитвенного общения и не считает их в лоне Церкви.
Вот и все церковное наказание – лишить их общения с Церковью. А точнее просто констатировать тот факт, что они сами себя лишили такого общения и не нуждаются в нем.
Епископ Иоанн Смоленский в толковании 10 Правила Святых Апостолов указывает что, «Церковное отлучение в правилах и древних обычаях Церкви имело три степени:
1) Отлучение от св. Таин, без лишения церковных молитв и духовного общения верных (1 Всел. 11; Анк. 5, 6 и 8 и пр.).
2) Не только лишение св. Таин, но и молитв и духовного общения верных (1 Всел. 12, 14; Анк. 4, 9; Св. Григория Неокес. 8, 9, 10 и пр.).
3) Совершенное отлучение, или изгнание из самого общества Христиан с лишением всякого, не только духовного, но и внешнего с ними общения: Анафема (св. Петра Алекс. 4; Св. Вас. Вел. 84, 85).
Отлучение от церковного общения есть свидетельство того, что данное лицо своим непослушанием Церкви, отделилось от нее. Это отлучение относится не только к богослужебной молитве в храме, но и вообще к духовно-молитвенной жизни.
Какую из этих степеней выбрать – дело священноначалия. При этом нужно руководствоваться 102 правилом VI Вселенского Собора: «Приявшие от Бога власть решить и вязать, должны рассматривать качество греха, и готовность согрешившого ко обращению, и тако употреблять приличное недугу врачевание».


2. Но есть сторона и гражданская.
Ни одному епископу, священнику, диакону, мулле, раввину, нельзя переходить дорогу на красный свет, ездить по встречной полосе, ломать лавки в парке, бить окна, воровать в магазине да и много чего нельзя делать запрещенного законом в силу того, что кроме наших убеждений и свободного выбора совести, мы еще граждане государства. И у государства есть свои законы, по которым оно существует, иначе перестанет быть государством. Государство, в той или иной степени, блюдет исполнение своих законов и карает их нарушение, кто бы это ни был. Если в данном «действе» было нарушение закона, то его участники должны быть наказаны в соответствии с этим законом. Даже если не так, как нам хотелось бы. Закон суров, но это закон – говорили древние. И не стоит духовной власти вмешиваться в государственную деятельность, это как раз то, за что нас постоянно упрекают либералы-правозащитники.
Церковь должна только отделить их от себя в духовном плане, а в остальном пусть государство разбирается со своими гражданами. Просить Патриарху отмены уголовного преследования, если оно ведется, значит просить о нарушении  законодательства. И если Патриарх будет просить нарушить закон раз, то потом можно будет требовать от Патриарха повторить эту просьбу еще раз, а потом, как говорил Шарапов: «Если закон один раз подмять, потом другой, а потом им дырки в следствии затыкать, как нам с тобой будет угодно, то это уже не закон будет, а кистень».
Их арестовали по статье «хулиганство». Но своими действиями эти феминистки унижали достоинство и разжигали религиозную ненависть к верующим православным христианам. Согласно части 1 статьи 282 УК РФ «Действия, направленные на возбуждение ненависти, либо вражды, а также на унижение достоинства человека, либо группы лиц по признакам … отношения к религии … совершенные публично или с использованием средств массовой информации наказываются штрафом … либо лишением свободы».
Статья 29 Конституции РФ гарантирует свободу мысли и слова, но, в то же время, не допускает пропаганду или агитацию, возбуждающие религиозную ненависть или вражду. Напомню, что в нашей стране подобные действия признаются «Преступлениями против основ государственного строя и безопасности государства» (Глава 29. УК РФ).
Статья 130 Уголовного кодекса Германии предусматривает, что всякий, кто возбуждает ненависть против «определенной части населения» или же злобно высмеивает таковую, может быть подвергнут наказанию до 5 лет лишения свободы, если его действия могли привести к нарушению мира.
В Англии Статья 5 Закона об Общественном порядке 1986 г. запрещает произносить или демонстрировать угрожающие, обидные или оскорбительные слова в пределах слышимости или видимости лица, которому они могут причинить «беспокойство, тревогу или страдания»
В Индии предусмотрено наказание до 5 лет тюремного заключения за умышленное разжигание межобщинной ненависти.
Уголовное законодательство Канады предусматривает ответственность при наличии либо умысла на разжигание розни, либо вероятности нарушения мира в результате преступных действий[3].
Добавлю от себя, уже с позиций гражданина Российской Федерации, что не  хулиганство, а «унижение достоинства  группы лиц по признакам отношения к религии, совершенные публично и с использованием средств массовой информации» должно быть им инкрементировано. Но повторю в сотый раз: НЕ ПО ТРЕБОВАНИЮ РПЦ, которого и не было, а по требованию ГРАЖДАН РОССИИ.
А как же еще, если не унижение достоинства православных,  квалифицировать их действия и слова песни, которые были не только произнесены в храме, но и распространенны, в бесчисленном множестве, в медийном пространстве:
Черная ряса, золотые погоны
Все прихожане ползут на поклоны
Призрак свободы на небесах
Гей-прайд отправлен в Сибирь в кандалах



Глава КГБ, их главный святой
Ведет протестующих в СИЗО под конвой
Чтобы Святейшего не оскорбить
Женщинам нужно рожать и любить



Срань, срань, срань Господня
Срань, срань, срань Господня



Богородица, Дево, стань феминисткой
Стань феминисткой, феминисткой стань



Церковная хвала прогнивших вождей
Крестный ход из черных лимузинов
В школу к тебе собирается проповедник
Иди на урок - принеси ему денег!



Патриарх Гундяй верит в Путина
Лучше бы в Бога, сука, верил
Пояс девы не заменит митингов -
На протестах с нами Приснодева Мария!



Не только и не столько о Путине они пели, – они оскорбляли, унижали, хулили Русскую Православную Церковь и Патриарха лично. Ведь даже если бы они не появились в храме, а просто бы распространили через средства массовой информации слова этой песни – одного этого уже было бы достаточно для 282 статьи.
Так что у их проступка две составляющие: они совершили кощунственные действия в храме и оскорбили чувства, унизили достоинство православных христиан словами этой песни.
 
В заключение хочется сказать несколько слов тем христианам, которые хотят что бы на них, их слова и действия, не обиделись демократы-либералы-правозащитники (имя им легион):
Чтобы мы по отношению к этим феминисткам не сделали, простили, забыли  промолчали, наказали - нас все равно обвинят и осудят.
Христа гнали и нас будут. Христос сказал: «Меня гнали, будут гнать и вас» (Ин.15:20); «будете ненавидимы всеми за имя Мое» (Лк.21:17); «будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня» (Мф. 5:11). «Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» (Ин.15:19).
Если мы это претерпим, будем твердо стоять в Истине – спасемся.
Если сейчас, когда совершившие кощунство требуют от нас толерантности, то что же будет в будущем? Если осквернение святыни уже на считается злом, то как бы нам не услышать вместо Иерусалима: Москва, Москва.
«Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Мф.23:37-38).
Не будем забывать что Бог, заповедовавший прощать обидчиков, сделал с Иерусалимом!
P.S.
Когда эта статья была написана, последовало выступление В. Легойды, председателя Синодального информационного отдела, от имени РПЦ. Не касаясь содержательно стороны этого заявления (которая заключается в призыве к публичному осуждению этого поступка), поразило то, как составлено это заявление. Человек, говорящий от имени Церкви, постоянно употребляет такие выражения: «Лично я не вижу причин… Мне кажется, это тот случай… Не исключаю, что стоит только…». Хотелось бы услышать официальную позицию Церкви, а не личные мнения господина Легойды.
Почему ничего не говорится об этом поступке в свете всей истории Церкви, ее канонического права, святоотеческого мнения, Священного Писания и Предания? Все от себя да от себя, а не от Церкви. Это вообще беда нашего времени – все излагают «свои» мнения. А.И. Осипов, в одной из своих лекций, сказал примерно следующее: «Наступила новая эпоха, когда перестали слушать голос Священного Писания и Предания, опираться на святоотеческий опыт, а все слушают новых учителей, которые говорят «от себя», от своего мнения и опыта».
Не об этом ли писал Апостол Павел:
«Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням» (2 Тим.4:3-4).


иерей Игорь Чистюхин
Орел

07-10 марта 2012.



Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Дорога в Кочеты

Нынешней весной мой старинный друг предложил тему для поездки в орловскую глубинку. Попались ему сведения, что в Залегощенском районе Орловской области существовала усадьба помещиков Сухотиных . В этой усадьбе жила дочь Льва Толстого - Татьяна Львовна Сухотина-Толстая , супруга Михаила Сергеевича Сухотина. Мой друг наведывался в те края ранее, но была зима, окрестности лежали под снегом, и найти следы усадьбы ему не удалось. Я с радостью согласился составить ему компанию в его поисках, и в одну из суббот мы отправились в наше маленькое путешествие. Раннее весеннее утро было солнечным и прохладным. Окрестности ещё не обрели буйной зелени, свойственной нашим местам, но глубокая синева неба уже оживляла мертвую землю. Ожидание обновления природы достигло своей кульминации. Буйная развязка этого ожидания, с нежно-зеленой травой, клейкими молодыми листочками и нежными первоцветами  уже выглядывала с нетерпением из-за "кулис" громадной сцены окружающей  нас природы. Храм Арх

Дорога в Кочеты. Продолжение.

Кованная петля Свой  рассказ о поисках усадьбы помещиков Сухотиных я закончил на том, что мы добрались до разрушенной усадьбы князей голицыных близ села Грачевка. Сохранившаяся часть построек усадьбы ещё использовалась для каких-то хозяйственных нужд. На запертых воротах обнаружились кованные петли с изящными завитками. При общей разрухе и бесхозяйственности, эта незатейливая кованная петля смотрелась верхом совершенства.  Телефон на "Совхозной" Совсем рядом, в окружение трех-пяти домов, на улице "Совхозной", совершенно неожиданно встретился нам "оазис" цивилизации. Синяя будка с красным телефоном! В будке был написан номер этого телефона и я позвонил на него с мобильного. О чудо! Телефон на "Совхозной" зазвонил! Далее наша дорога лежала через просыпающиеся от зимней дремоты поля. Нивы, приготовленные к весеннему севу, чернели под глубокой синевой апрельского неба. Солнце уже успело их нагреть и среди общей прохлады, ветер приносил